26-27 августа 2018 года состоялся форум педагогических работников Амурской области «Система Амурского образования: традиции и новации» (далее – Форум).
Организатором Форума выступили министерство образования и науки Амурской области и государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Амурский областной институт развития образования».
Форум проведён с целью создания условий для открытого общественно-профессионального обсуждения по определению механизмов реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования с учётом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Амурской области.
Проблемное поле Форума составили ключевые направления развития современного образования Амурской области; тенденции развития кадрового потенциала региональной системы образования; проблемы адаптации и профессионального становления молодых педагогов в условиях стандартизации образования; современные решения в области цифровых информационных технологий в образовании.
В работе Форума приняли участие руководители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, педагогические работники общеобразовательных организаций, руководители государственных общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, специалисты министерства образования и науки Амурской области, ГАУ ДПО «Амурский областной институт развития образования», родители, представители Общероссийского народного фронта, надзорных органов.
Основными формами работы Форума были:
— пленарное заседание по проблемам развития региональной системы образования в соответствии с основными приоритетами и перспективами модернизации российского образования, обеспечивающими эффективное функционирование и развитие муниципальных систем образования, образовательных организаций, повышение их ответственности за конечные результаты образовательной деятельности, создание современных условий для получения качественного образования каждым обучающимся и воспитанником;
— работа дискуссионных площадок, предусматривающих профессионально-общественное обсуждение:
-
об обеспечении реализации Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в системе образования Амурской области;
-
подготовка к внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста;
-
цифровизация образования;
-
молодой педагог в реализации стратегических задач развития амурского образования.
В ходе работы Форума организована работа творческих мастерских, посвященных 100-летию системы дополнительного образования в Российской Федерации, году волонтерства и добровольчества в России, работали дискуссионные площадки по цифровизации, роли молодых педагогов в реализации стратегических задач развития амурского образования, по подготовке к внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста, обеспечению Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации н период до 2024 года» в образовании области.
В рамках работы Форума подтверждено, что региональная система образования динамично развивается. Она сохраняет и модернизирует систему дошкольного, общего и дополнительного образования, делает ее доступной для детей, имеющих особые образовательные потребности, создает условия для применения электронного и дистанционного обучения, обеспечивает поэтапное внедрение федеральных образовательных стандартов общего образования, обеспечивает объективность и прозрачность проведения государственной итоговой аттестации. Амурская область – одна из лидеров по внедрению современных технологий проведения ЕГЭ. Сформирована система мониторинга качества образования, позволяющая видеть проблемы качества как на уровне муниципального образования, так и на уровне региона. Региональная система оценки качества образования включает в себя все существующие инструменты. Обновляется инфраструктура, осуществляется комплексная модернизация системы среднего профессионального образования, обеспечивая обновление учебно-производственной базы профессиональных образовательных организаций, ориентируясь на стандарты «Ворлдскиллс». Амурская область успешно участвует в движении «Молодые профессионалы». Ведется активная работа по расширению партнерских связей и привлечению представителей работодателей к организации образовательного процесса. Возрожден комплекс ГТО. Планируется создание новых мест в дошкольных и общеобразовательных организациях.
Участники Форума отмечают конструктивный характер состоявшегося обмена мнениями и накопленным опытом, открытость и практическую направленность дискуссий.
Результаты совместной работы нашли отражение в следующих рекомендациях:
— в целях реализации Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в образовании Амурской области:
подведомственным министерству образования и науки области учреждениям и муниципальным органам управления в сфере образования изучить национальные проекты (программы) по направлениям «Демография», «Образование» и представить в министерство образования и науки области предложения для включения в них по курируемым направлениям деятельности, включая динамику целевых значений по годам, уточнение перечня задач и результатов, финансовое обеспечение мероприятий, в том числе муниципальных мероприятий, проводимых за счёт средств местных бюджетов, назначить ответственных лиц за реализацию национальных проектов (программ) по направлениям «Демография», «Образование» на соответствующих уровнях;
организовать разработку детальных планов мероприятий, обеспечивающих достижение контрольных точек по национальным проектам (программам) по направлениям «Демография», «Образование», а также по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций;
внедрить на уровнях основного общего и среднего общего образования новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс;
сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанную на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
создать условия для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализации программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
войти в национальную систему профессионального роста педагогических работников, с охватом не менее 50% учителей общеобразовательных организаций области;
создать условия для модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
сформировать систему непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
развивать систему профессиональных конкурсов в сфере образования в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;
создавать условия для развития наставничества в образовании, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства);
обеспечить доступное дополнительное образование для детей, способствующее непрерывности процессов познания и развития ребенка;
развивать системы исследовательских, научно-технических мероприятий в целях повышения мотивации детей и учащейся молодежи к изобретательской деятельности;
предпринимать меры по повышению численности детей, вовлеченных в деятельность детских общественных объединений;
создавать условия для занятия физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, в том числе расположенных в сельской местности и поселках городского типа;
— в целях повышения инвестиционной привлекательности Амурской области в сфере подготовки кадров и качества трудовых ресурсов и внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста:
сформировать межведомственную рабочую группу с участием заинтересованных исполнительных органов государственной власти, значимых предприятий-работодателей и субъектов инвестиционной деятельности и опорных образовательных организаций;
подготовить проект плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста, включающего такие мероприятия, как:
определить ключевые региональные предприятия-работодатели и инвестиционные проекты для участия во внедрении стандарта;
сформировать перечень профессий и специальностей для внедрения стандарта, включающего обеспечивающие компетенции (под текущие потребности работодателей) и перспективные компетенции (в соответствии с инвестиционными потребностями, в том числе новые компетенции);
определить опорные профессиональные образовательные организации и организации высшего образования;
совершенствовать материально-техническую базу площадок и инфраструктурных объектов;
провести оценку обеспеченности действующих площадок материально-техническим оснащением, в том числе по инфраструктурным листам компетенций «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»;
заключать сетевые договоры между образовательными организациями, предприятиями-работодателями;
провести оценку текущей и перспективной потребности в кадрах в разрезе укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки и по основным видам экономической деятельности;
осуществлять мониторинг предложений по контрольным цифрам приёма;
создавать структурные подразделения профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования на базе предприятий-партнёров;
актуализировать образовательные программы и контрольно-измерительные материалы в соответствии с требованиями работодателей, внедрять проведение демонстрационного экзамена;
провести обучение на производстве педагогических работников и организовать педагогическую стажировку наставников от работодателей;
организовать участие школьников в профориентационных мероприятиях;
сформировать базу данных по выпускникам, включая «Истории успеха» с описанием карьерного трека лучших;
— в целях цифровизации образования:
разработать «дорожную карту» для реализации в Амурской области мероприятий федерального проекта «Цифровая школа»;
подготовить материально-техническую и нормативно-правовую базу для создания Центра цифрового образования;
включить вопросы цифровизации образования в образовательные программы подготовки новых административно-управленческих и педагогических кадров, в том числе путём использования инструмента горизонтального обучения в цифровых профессиональных сообществах;
создать современную и безопасную цифровую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
осуществить подключение в 2021 г. к единой информационной системе «Цифровая школа» («Цифровая образовательная организация») с использованием технологий «больших данных», «облачного» хранения данных и искусственного интеллекта для обеспечения полного электронного документооборота деятельности образовательной организации;
обновить содержание и технологии преподавания уроков «Информатика», в том числе для участия с 2022 г. в обязательном тестировании «Цифровые технологии», по итогам основного общего образования и необязательного экзамена, учитываемого при поступлении в технические (инженерные) организации высшего образования («Basic computer skills»);
сформировать нормативные и организационные условия для систематической проверки с 2024 г. оценки владения базовыми цифровыми навыками для обучающихся 8 классов;
— в целях реализации стратегических задач развития амурского образования молодыми педагогами:
рассмотреть возможность проведения комплексных исследований процесса адаптации молодых педагогов в общеобразовательных организациях;
организовывать методическое сопровождение молодых педагогов на основе диагностики профессиональных затруднений;
использовать активные формы методической работы с молодыми педагогами, стимулирующие поиск, творческую исследовательскую деятельность и ориентированные на профессиональное развитие молодых педагогов;
активизировать деятельность муниципальных Школ молодых педагогов в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога;
включить в ежегодный план работы муниципальных методических служб педагогические мастерские для наставников по вопросам организации методического сопровождения молодого педагога;
организовывать и проводить научно-методические мероприятия для молодых педагогов и наставников образовательных организаций области;
создать постоянно действующую интерактивную площадку в сети Интернет (сетевое сообщество молодых педагогов);
расширить межрегиональное сотрудничество с профессиональными общественными организациями молодых педагогов;
— в целях реализации других направлений развития образования:
обеспечить объективность оценочных процедур качества образования на всех уровнях системы образования, реализацию стратегии развития муниципальных систем управления качеством образования;
сформировать экспертное сообщество по оценке качества образования (привлечение к контрольно-надзорной деятельности в качестве экспертов учителей и руководителей организаций, которые показывают высокие результаты);
создать единую систему диагностики и контроля состояния образования в муниципалитете (городе, районе);
расширять практики применения информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень, анализа, выводов, управленческих решений, основанных на результатах оценки;
повышать уровень информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, направленных на повышение качества образования;
использовать результаты независимых оценочных процедур для оказания помощи ученикам в ликвидации выявленных пробелов знаний, методической поддержки школ с низкими результатами, повышения квалификации руководящих и педагогических работников, выявления и анализа факторов, влияющих на качество общего образования;
продолжить работу по повышению объективности независимых оценочных процедур: выявлять школы «зоны риска» с необъективными результатами, формировать у участников образовательных отношений позитивное отношение к объективной оценке образовательных результатов;
— активизировать осуществление работы по профилактике и безнадзорности несовершеннолетних, направленную на социализацию, формирование активной жизненной и гражданской позиции у подрастающего поколения.
Реализация принятых целевых установок позволит обеспечить дальнейшее эффективное развитие региональной системы образования, внести значительный вклад в развитие экономики области.