9 февраля 2018 года в ГПОАУ АМФЦПК состоялся семинар для слушателей курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Реализация практико-ориентированного принципа обучения в процессе реализации ФГОС СПО».
На семинаре педагогический коллектив представил опыт работы по реализации практико-ориентированного принципа обучения.
«Одним из критериев качества профессионального образования, — подчеркнула заместитель директора по учебно-методической работе Антонина Николаевна Плешивых, — является участие обучающихся в чемпионате WorldSkills, олимпиадах и конкурсах».
2013 год – точка отсчёта участия в соревнованиях наших студентов, выпускников и их наставников. «Сварочные технологии», «Кирпичная кладка», «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Малярные и декоративные работы», «Сантехника и отопление». В каждой из компетенций у нас есть победы, неудачи, но главное есть желание развиваться, совершенствовать мастерство и добиваться высоких результатов.
Кирюшин Константин, Изнаиров Артём, Млавец Артём, Бухтин Николай, Бондаренко Кирилл, Погудин Андрей – победители региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Амурской области по компетенциям «Сварочные технологии», «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Сантехника и отопление».
Движение WorldSkills – это движение вперёд, это мотив к повышению престижа рабочей профессии, это возросший интерес студентов к будущей профессии, это уверенность в завтрашнем дне.
Не только олимпиада рабочих рук вызывает интерес у наших студентов, но и участие в различных конкурсах, олимпиадах по дисциплинам. Все это является определённым стартом для развития социальной активности молодого поколения.
О демонстрационном экзамене как виде государственной итоговой аттестации рассказала заместитель директора по учебно-производственной работе Наталья Ивановна Михайлова. Она отметила: «Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций – это модель независимой оценки качества подготовки кадров, содействующая решению нескольких задач системы профессионального образования и рынка труда без проведения дополнительных процедур.
Для образовательных организаций проведение аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена — это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу, уровень квалификации преподавательского состава, а также направления деятельности, в соответствии с которыми определить точки роста и дальнейшего развития».
На проблемах реализации дуального образования в СПО остановился старший мастер Сергей Владимирович Енишевский.
На протяжении уже многих лет социальными партнёрами нашей образовательной организации является локомотивное сервисное и эксплуатационное депо ст. Белогорск. Наше сотрудничество развивается по нескольким направлениям: оказание помощи в развитии материально-технической базы; разработка рабочих программ профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик; участие в проведении государственной итоговой аттестации.
Учебный процесс по подготовки студентов по профессии «Машинист локомотива» организуется следующим образом: параллельно с теоретическими занятиями в Центре студенты выполняют практические и лабораторные работы междисциплинарных курсов на оборудовании социальных партнёров, а при прохождении производственной практики приобретают практический опыт на конкретных рабочих местах.
Подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы на производстве, так как необходимость профессиональной адаптации отпадает.
«Цели, преимущества такой подготовки очевидны, — сказал Сергей Владимирович, — но какие же при этом возникают проблемы. Отсутствие нормативных документов, определяющих детали образовательного процесса для образовательной организации и предприятий-работодателей; наставника из числа квалифицированных специалистов предприятия, прошедшего педагогическую подготовку».
Об особенностях выстраивания партнёрских отношений с предприятиями-базами практик для качественной подготовки высококвалифицированного рабочего поделилась с коллегами мастер производственного обучения Александра Петровна Левберг.
Для привлечения работодателей к социальному партнёрству мастера производственного обучения проводят мониторинг имеющихся и вновь открывающихся предприятий, посещают их с целью обследования рабочих мест, возможности закрепления наставника, определения перспектив профессионального роста студентов и его трудоустройства.
«Безусловно, это долгая, кропотлива и деликатная работа», — отмечает Александра Петровна.
В списке среди наших партнёров особое место занимает ЧП Чурляев В.И. – хорошо известное в нашем городе предприятие, выполняющее сварочные работы не только по городу, но и за его пределами.
Кроме предоставления рабочих мест для прохождения производственной практики студентами по профессии «Сварщик», Владимир Иванович входит в состав аттестационной экзаменационной комиссии; обеспечивает металлом конкурсантов чемпионата WorldSkills и учебные практики студентов по профессиям «Сварщик», «Автомеханик», «Токарь»; предоставляет возможность пользоваться гильотинными ножницами для резки металла.
Основные подходы к разработке оценочного материала по учебной и производственной практике в своем выступлении обозначила мастер производственного обучения Любовь Васильевна Понамарчук: «Методически грамотно сформированный фонд оценочных средств является инструментом, позволяющим выполнить требования ФГОС, ориентированных на результаты обучения».
Создание современных оценочных средств способствует достижению такого уровня качества образования, при котором квалификации выпускников могут быть сертифицированы и признаны как работодателями, так и образовательной системой в целом.
На примере профессии «Лаборант-эколог» Любовь Васильевна представила алгоритм разработки КОС по практике.
В рамках работы семинара мастера производственного обучения (Андриевский Андрей Анатольевич, Хохолков Сергей Николаевич, Михайловский Сергей Иванович) дали открытые уроки учебной практики по профессиям: «Автомеханик», «Сварщик», «Мастер ЖКХ». Методическая цель – дать объективную оценку содержанию программы демонстрационного экзамена, затраченному времени на его проведение и уровню подготовки студентов.
Завершила работу семинара директор Ирина Олеговна Кулыгина: «Только сплоченная работа педагогического коллектива, единство взглядов, нацеленных на результат, позволяют профессиональной образовательной организации идти в ногу со временем, соответствовать высоким требованиям работодателей, чтобы наши выпускники пополняли ряды высококвалифицированных рабочих для устойчивого социально-экономического развития региона».
После круглого стола для слушателей курсов была проведена экскурсия по Центру и показана работа учебных мастерских.
В заключении были подведены итоги. Научный руководитель курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Реализация практико-ориентированного принципа обучения в процессе реализации ФГОС СПО» Евгений Михайлович Ядченко поблагодарил коллектив Центра за возможность посетить образовательное учреждение и вручил благодарственное письмо ректора ГАУ ДПО «АмИРО».